Технология оценки поведения водителя за рулём

27 марта 2013

Коммерсантъ.ru

Спикер: Павел Комиссаров, руководитель проекта

Компания «СИДИКОМ» известна на российском рынке в первую очередь как ведущий производитель и поставщик картографических баз данных и навигационных сервисов.

1. Почему компания решила предоставлять телематические услуги?

Рост российского рынка телематических услуг происходит внушительными темпами. Если в 2011 году рынок услуг мониторинга транспорта составлял 10 млрд. руб., то в 2012 году этот показатель достиг 12 млрд. Немногие рынки могут похвастаться такой динамикой.

Однако, в отличие от зарубежных компаний, отечественные организации на рынке транспортной телематики предлагают своим клиентам схожий набор услуг с незначительными различиями. Это говорит о том, что сохраняется большой потенциал дальнейшего роста за счет реализации разных направлений телематических сервисов.

Большинство таких сервисов основаны на использовании геоинформационных систем и баз данных. Как вы верно заметили, «СИДИКОМ» выступает в роли одного из ведущих российских производителей в сфере картографии. За счет этого у нас сложились тесные партнерские отношения с компаниями, работающими на рынке транспортной телематики. Мы всегда стремимся предлагать своим партнерам новые продукты и сервисы.

Одним из таких продуктов стала технология персонализированной сводной оценки экономичности и безопасности управления транспортным средством – профиль водительского поведения. «СИДИКОМ» лицензировал технологию у британской компании FMG и адаптировал ее под российскую специфику.

2. Почему решение было принято именно в пользу FMG?

Мы проводили исследование всех аспектов подобных технологий, разработанных в США, Европе и Азии. В первую очередь искали продукт, уже применяющийся на практике и доказавший свою эффективность. Ingenium Dynamics от компании FMG используется рядом лидирующих в своих отраслях компаний Великобритании. Например, это ведущие организации в сферах страхования или аренды автомобилей.

Вторым немаловажным фактором стало то, что в основе Ingenium Dynamics лежат результаты исследований крупных научных организаций, занимающихся транспортной проблематикой в Европе: Motor Industry Research Association, Loughborough University, Driver Research Group at Cranfield University.

Условия лицензирования Ingenium Dynamics позволяют нам собственными силами дорабатывать систему под задачи конкретного клиента. Это стало серьезным аргументом в пользу выбора FMG как партнера для предложения в России технологии профилирования водителя. Фактически мы можем предоставить каждому клиенту уникальный продукт, удовлетворяющий всем индивидуальным требованиям.

3. Есть ли наглядные цифры из западного опыта, которые свидетельствуют об эффективности использования систем наподобие Ingenium Dynamics?

По данным британских экспертов, использование так называемых систем умного вождения позволяет сократить число аварий более чем на 60%, а размер материального ущерба от них — на 50%. Водители, чьи машины оснащены блоками сопряжения с подобными системами, на 53% реже нарушают скоростной режим. В частности, такие показатели приводит консалтинговая компания Orkin.

Замечу, что в 2012 году технология Ingenium Dynamics была награждена премией British Insurance Awards – это своего рода «Оскар» в страховой индустрии Великобритании. Согласитесь, сложно найти более убедительный пример признания среди профессионалов.

4. Что представляет собой профиль водительского поведения, на основании каких показателей он формируется?

Профиль водительского поведения - это персональная, связанная с отдельно взятым водителем суммарная оценка безопасности и экономичности управления транспортным средством. Данная оценка выражается в процентах соответствия реального вождения «идеальному» уровню. В начале каждой поездки профиль водителя равен 100%. Стиль вождения и действия водителя вроде резкого ускорения или торможения, перестроения, нарушения скоростного режима, накладывают на текущий профиль штрафы. Соответственно, оценка уменьшается от 100% к более низкому значению.

Величина штрафа зависит от тяжести нарушения. Например, резкое торможение перед пешеходным переходом в городе будет расцениваться большей величиной штрафа по сравнению с торможением на загородном шоссе. Результаты каждой поездки собираются и анализируются в системе, на основе этих данных рассчитывается значение профиля за определенный период.

5. Почему для страховых компаний и их клиентов выгодно использование технологии профиля водителя?

Страховым компаниям необходимо привлекать новых клиентов и минимизировать свои риски. За рубежом все большую популярность приобретает так называемое «умное страхование», в рамках которого потребителям предлагается уменьшить затраты на страхование транспортного средства. Взамен необходимо лишь предоставлять страховой компании информацию о том, насколько качественно клиент управляет автомобилем. Конечно, сложно говорить о какой-либо экономии для «лихачей». Но остальные водители оценят реальное сокращение затрат на страхование. В этом фактически и заключается суть профиля водителя.

Таким образом, страховая компания на основе полученной статистики принимает решение о предоставлении водителю скидки на оплату в дальнейшем. Кроме того, статистика по профилю поведения водителя используется при расчетах и оптимизации тарифных ставок страхования актуариями с помощью сложных математических методов.

6. Действующие в России системы мониторинга уже позволяют организациям с услугами грузоперевозок снижать издержки вроде расхода топлива. Каким образом анализ водительского профиля расширяет выгоды компаний от телематических систем?

Применение профиля водителя позволяет решить один из ключевых вопросов при достижении конкурентных преимуществ — снижение издержек. В первую очередь это касается оптимизации расходов на ГСМ и предотвращение преждевременного выхода из строя узлов автомобиля вследствие неаккуратного вождения. Соответственно, падают издержки из-за простоя транспорта в связи с ремонтом. Не стоит забывать и об оптимизации страховых расходов на транспортный парк при работе с программами «умного страхования».

7. Программа профилирования водителей может стать отличным конкурентным преимуществом для компаний в сфере пассажирских перевозок. Какие варианты реализации технологии вы видите в данном направлении?

На этом рынке технология профилирования водителя будет прежде всего интересна таксомоторным компаниям. Одним из ключевых факторов, влияющих на решение клиента о выборе услуг того или иного такси, является безопасность поездки. Инструмент объективной оценки вождения позволяет компаниям найти и задействовать резервы роста общего качества и безопасности предоставляемых ими услуг.

8. Где ещё, по вашему мнению, возможно применение системы профилирования водительского поведения?

Применение технологии комплексной оценки безопасности управления транспортным средством создает основу для нового взгляда на регулирование отрасли пассажирских грузоперевозок. Это могло бы выражаться в усовершенствовании подхода к лицензированию в данной сфере. Государство могло бы устанавливать стоимость лицензий для перевозчиков, руководствуясь «карточкой водителя. В то же время профилирование водителя способно стать еще одним вариантом коммерческого применения системы ГЛОНАСС.

9. В чем вы видите преимущества вашего предложения для российского рынка?

Мы видим здесь четыре составляющие, которые напрямую связаны с качеством предлагаемого нами сервиса.

Первая составляющая - сам продукт. Дело в том, что нельзя вывести на рынок качественный сервис, просто лицензировав или создав подобную технологию. Помимо математики, технологическая платформа использует уникальную геоинформационную базу данных России с набором специфических атрибутов для расчета профиля водителя.

«СИДИКОМ» занимается созданием и, что самое важное, постоянной актуализацией такой базы около пяти лет. Сюда входят такие сведения, как классификация по типам дорог, скоростные ограничения, фактическая пропускная способность дорожной сети, сведения о разрешенных маневрах и аварийных участках. Без этого базиса невозможен компетентный анализ водительского поведения с учетом региональных особенностей.

Вторая составляющая – возможность развёртывания технологии на стороне клиента и интеграция в его существующее программное обеспечение, что, в том числе, позволяет выводить продукт под торговой маркой заказчика. Таким образом, партнёр может полностью контролировать предоставление этой услуги своим клиентам.

Третья - доработка системы под требования заказчика специалистами нашей компании. То, что технология разворачивается непосредственно в России, даёт нам возможность производить все доработки силами собственных специалистов. Это существенно экономит время на доработку системы под требования партнёров и внедрение нового функционала.

Также это позволяет полностью контролировать предоставление услуги и обеспечить высокий уровень поддержки и качества сервиса.

Немаловажно и то, что размещение технологической платформы на территории России позволит пройти необходимую сертификацию для внедрения технологии в государственных структурах.

Четвёртая составляющая – возможность работы с уже имеющимся телематическим оборудованием партнёра. Системе не критично использование какого-то определённого типа оборудования. Если имеющиеся у заказчика телематические блоки удовлетворяют спецификации, то не возникнет никаких проблем с их подключением. Это позволяет предоставить потребителю данный сервис без проведения дополнительных работ по монтажу оборудования.


< Вернуться в раздел

Задать вопрос